Великий князь киевский Владимир Всеволодович (1053 – 1125) был одним из наиболее образованных людей своего времени. Прозвище Мономах (1113 – 1125) опытный военачальник и первый светский писатель, получил в начале своего правления по имени своей матери. “Греческая царевна” Анна была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.
Известный дореволюционный энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (т.12) называет его самым замечательным из русских князей “…до татарского периода нашей истории, оставившим по себе громкую славу и добрую память”. О его незаурядном уме и прекрасном знании человеческой психологии можно судить по дошедшему до нас историческому факту, - перед смертью Мономах собрал священников, бояр и купцов и сказал им.: “…Да не венчают никого на царство после моей смерти! Отечество наше разделено на многие области; если будет царь, то удельные князья из зависти начнут воевать с ним и государство погибнет”.
Около 1117 года Великий князь киевский написал свое знаменитое “Поучение”, которое дошло до нашего времени в единственном списке в составе Лаврентьевской летописи 1377 года. Возраст у князя был уже преклонный: “Сидя на санях, помыслил я в душе своей”, так пишет Владимир Мономах, имея в виду похоронный обычай, восходящий еще к языческим временам, когда тело покойного даже летом вывозили на санях. Пришла пора поделиться с окружающими не только автобиографическими сведениями, но и своими мыслями о нормах жизни, взглядами на устройство мира. “Что такое человек, как подумаешь о нем? Как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет”, - размышлял великий князь.
В своем “Поучении” Владимир Мономах, будучи не только умным, но и образованным человеком, особое внимание уделил образованию и нравственности. Ставя в пример своего отца, четвертого сына Ярослава Мудрого Всеволода Ярославича (1030 – 1093), который знал пять языков, в первую очередь, он призывал своих детей учиться ”…человек должен всегда учиться: в пути и на коне” и никогда не лениться “…леность ведь всему мать: кто что умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится”.
В своем отцовском обращении князь наказывал своим детям трудиться, творить добро, всегда ответственно исполнять свой долг, не полагаясь во всем на слуг и воевод. Так в походе, считал Владимир Всеволодович, не следовало предаваться “ни питию, ни еде, ни сну”, нельзя было слишком быстро снимать с себя оружие, так как “внезапно человек погибает”. Неоднократно Мономах обращал внимание молодых князей на необходимость быть бесстрашными и честными, приводя для иллюстрации многочисленные примеры из своей жизни.
Построив “Поучение” на основе христианских заповедей, князь требовал любви к Богу, строгого выполнения церковных обрядов, почитания старших. Наивысшим авторитетом для детей должен был быть отец, которому следовало во всем подражать.
Киевский князь Владимир Всеволодович Мономах рассчитывал, что “Поучение” прочтут не только его сыновья: “Дети мои или иной кто, услышав эту грамотку, не посмейтесь, но кому она из детей моих будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не лениться будет, а трудиться”, - такой завет оставил потомкам великий князь.