ЛУКА /ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ/

--------------------------------------------------------------------------------

Будущий святитель Лука (в миру - Валентин Феликсович Войно- Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 г. в Керчи в семье провизора. У его родителей Феликса и Марии было пятеро детей. Родители были верующими, но не церковными. В конце 80-х годов семья переехала в Киев. Уникальный православный центр - Киево-Печерская Лавра - оказал глубокое влияние на формирование веры отрока. В юности Валентин пережил краткое увлечение толстовством, но более близкое знакомство с учением Л. Толстого оттолкнуло юношу от толстовства как от ереси, безмерно далекой от истины.

Директор гимназии, в которой учился будущий святитель, подарил Валентину Новый Завет, усердное чтение которого произвело неизгладимое впечатление на юношу.

В 1898-1903 гг. Валентин - студент медицинского факультета Киевского университета имени святого благоверного князя Владимира. В университете определилось и его первое призвание - хирургия. Сострадательность к бедным людям, горячее стремление помогать им, привитые еще в родительском доме, укорененность ума и сердца в Евангелии определили желание стать на вся жизнь простым участковым земским врачом. "Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям", - писал он впоследствии в своих мемуарах. Но началась русско-японская война.

Не в деревенской земской больнице, а в военном госпитале в Чите началась практика Войно-Ясенецкого как врача-хирурга. Главный врач поручил молодому выпускнику заведовать хирургическим отделением - и не ошибся: сложные операции, проводимые Валентином Феликсовичем, проходили безупречно, неудач не было.

В Чите же произошла женитьба Валентина Феликсовича на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской, которую в госпитале называли "святой сестрой".

Вскоре после свадьбы молодожены переехали в городок Ардатов Симбирской губернии, а затем в село Верхний Любаж Фатемского уезда Курской губернии, где Валентин Феликсович заведовал больницей. Слава о искусном хирурге распространялась далеко по округе: у порога небольшой сельской больницы выстраивались длинные вереницы страждущих не только из близлежащих мест, но и из соседних губерний. Однажды один из слепцов, которому умелый хирург вернул зрение в результате замечательно проведенной операции, привел других слепцов со всей округи, чающих исцеления. Врачебным искусством и сострадательностью к страждущим Господь обильно обогащал раба Своего.

После нескольких лет хирургической практики Войно-Ясенецкий переехал в Москву для работы над диссертацией. Трудясь в клинике известного ученого П. И. Дьяконова, он собрал богатый исследовательский опыт. В 1916 году В. Ф. Войно-Ясенецкий становится доктором медицины. Своими исследованиями он пролагал новые пути в хирургии.

В 1916 году Войно-Ясенецкий вернулся к практической хирургии и трудился сначала в селе Романовка Саратовской губернии, а затем в Переславле-Залесском. Здесь он одним из первых в России стал делать сложнейшие операции на почках, желудке, кишечнике, даже на сердце и мозге. Прекрасно владея техникой глазных операций, он многим слепым возвращал зрение. И хотя у земского врача воскресные и праздничные дни особенно загружены, он все чаще стал посещать местную церковь, где у него было даже свое место.

В марте 1917 года семья Войно-Ясенецких переехала в Ташкент, где Валентин Феликсович становится главным врачом городской больницы. После большевистской революции в городе начались аресты. По клеветническому доносу завистливого подчиненного был арестован и Войно-Ясенецкий. Милостью Божией доктор избежал неминуемой смерти от рук вершителей красного террора по приговору "чрезвычайной тройки".

Жена Войно-Ясенецкого, заболев туберкулезом, внезапно скончалась, оставив мужа с четырьмя детьми. Операционная сестра ташкентской больницы Софья Сергеевна Велецкая взяла впоследствии заботу о их воспитании. Во времена арестов и ссылок Войно-Ясенецкого она заменила им мать. Валентин Феликсович же после кончины жены был призван на путь служения Церкви.

Видя глубокую, искреннюю веру Валентина Феликсовича, его мужество в служении ближнему, видя глубокое, деятельное знание Слова Божия, епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий /Пустынский/ предложил профессору медицины принять священный сан. В феврале 1921 года он был рукоположен в сан диакона, а через неделю, в праздник Сретения Господня - в сан пресвитера. В это тревожное и смутное время воинствующего безбожия, когда в результате коммунистического террора были умерщвляемы сотни священнослужителей, В. Ф. Войно-Ясенецкий услышал призыв Божий стать воином Христовым, встать на защиту Православной Церкви, оскорбляемой, мучимой и гонимой. Услышал - и со всей преданностью ответил. В страшное время разнузданной безбожной пропаганды, когда некоторые священнослужители, испугавшись репрессий, снимали с себя сан, профессор Войно-Ясенецкий, повинуясь деснице Божией, принимает рукоположение. Отныне сии два служения - священника и врача - до конца дней становятся неразрывным поприщем его.

Служа и проповедуя в соборе Ташкента, участвуя в апологетической деятельности в городе, иерей Валентин не оставлял и чтение лекций на медицинском факультете. Преуспевая в общественно-научной деятельности, он стал одним из инициаторов открытия Ташкентского университета.

В 1923 году в разгар церковной бури, по указке ОГПУ поднятой в Туркестане так называемой "Живой Церковью", чинившей духовный разбой и безобразия, из епархии исчез епископ Иннокентий. В этой смутной ситуации, перед угрозой назначения обновленческого архиерея, духовенство, оставшееся верным патриарху Тихону, зная высоту духовной жизни отца Валентина и его ревность в защите Православия, избрало его на Ташкентскую кафедру. Ссыльный архиепископ Андрей /Ухтомский/ тайно постриг иерея Валентина в монахи с именем Луки, в честь святого Евангелиста-врача. Ссыльные епископы Даниил /Троицкий/ и Василий /Зуммер/ совершили 31 мая 1923 года хиротонию иеромонаха Луки во епископа Ташкентского и Туркестанского. Святейший патриарх Тихон утвердил хиротонию.

Восхождение на высоту архиерейского служения стало для епископа Луки восхождением к Голгофе по многострадальному и скорбному пути исповедничества. Отслужив одну лишь Божественную Литургию в Ташкентском соборе он по проискам "живоцерковников" был арестован и вскоре, после предъявления нелепых обвинений в "политических преступлениях", был отправлен в Москву, где был заключен в Бутырскую тюрьму. В тюрьме у него открылась болезнь сердца, которая в дальнейшем будет только прогрессировать. Из Бутырской тюрьмы исповедник был переведен в Таганскую, откуда, будучи осужден как политический преступник, отправился в ссылку в Сибирь, в Енисейск. На место ссылки прибыл в январе 1924 года. Разместившись в доме на Ручейной улице вместе с сопровождавшими его священниками, епископ Лука стал здесь же проводить богослужения. В храмах Енисейска он не служил, потому что местные священники уклонились в живоцерковный раскол.

Находясь в Енисейске, владыка Лука предложил заведующему местной больницей свои услуги как врача-хирурга. После первых же сложнейших и удачно проведенных операций к хирургу-епископу хлынул народ из окрестных сел и деревень. Бескорыстно и самоотверженно служил владыка Лука местным жителям своим врачебным искусством. Популярность врача раздражала местное начальство, бескорыстие вызывало зависть коллег-врачей. Однажды владыка вернул зрение целой семье слепцов, страдавших катарактой, причем бесплатно. "В награду" за бескорыстное служение народу городское начальство, подстрекаемое врачами-завистниками, арестовало и отправило святого епископа еще дальше - на Ангару, в деревушку Хая, состоящую из восьми дворов, место дикое, безлюдное.

После трудной долгой зимы было приказано отправить святого узника обратно в Енисейск.

Пастырская активность, рукоположение священников вновь раздражили власти. Непокорного епископа отправляют в новую ссылку, в Туруханск. В Туруханске доктор-епископ трудился самоотверженно в местной больнице, а по воскресным и праздничным дням совершал божественные службы в храме Свято-Троицкого мужского монастыря. В больничной операционной, как и в Ташкенте, у него неизменно стояла икона с теплившейся пред ней лампадою. Перед операцией он всегда творил молитву, ставил йодом на теле больного крест, и лишь потом приступал к операции.

И опять пастырско-проповедническая активность ссыльного архиерея вызвала злобу чекистов. Начальник отдела ГПУ отправил непокорного епископа еще дальше на север, за Игарку, в деревню Плахино. Владыка находился на грани гибели в бескрайней тундре в лютые морозы, в избенке с вмороженными вместо стекол льдинами. Но вот как писал он впоследствии: "Я почти реально ощущал, что со мной - Сам Господь Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня". Чем больше ополчался враг рода человеческого на верного Христова служителя, чем страшнее измышлял козни, тем большая благодать посылалась в помощь страдальцу.

В январе 1926 года закончилась первая ссылка святителя Луки. Вернувшегося в Ташкент архиерея ждали новые скорби. Власти отказывали ему в работе. Жалобы и доносы священников, а также вызванные ими предложения от митрополита Сергия /Страгородского/ перевести владыку Луку в другое место вынудили святителя подать прошение об увольнении на покой. С 1927 года профессор-епископ, лишенный двух кафедр, церковной и университетской, проживал в Ташкенте как частное лицо, по воскресеньям служа в церкви, принимая на дому больных, число которых достигало четырехсот в месяц. Как и прежде, прием пациентов был бесплатным. Бывало, владыка и сам посылал по городу разыскивать бедных и немощных страдальцев, и, находя, лечил их.

Авторитет репрессированного архиерея, любовь к нему народа озлобляли коммунистических чиновников. 6 мая 1930 года владыку вновь арестовали и заключили под стражу. Ровно год его держали под следствием, клеветнически обвиняя в убийстве одного из ташкентских профессоров. Приговор - три года ссылки в Архангельск. В архангельской ссылке владыка молился келейно в отведенной ему маленькой комнатке. Остальное время отдавал работе с больными.

Вернувшись в ноябре 1933 года из ссылки, владыка Лука желал основать институт гнойной хирургии, чтобы передать свой бесценный врачебный опыт, наработанный тяжким многолетним трудом. Но в Министерстве здравоохранения в реализации этого проекта опальному профессору отказали. После долгих мытарств владыка поселился в Андижане, где устроился в небольшой больнице. В Андижане его поразила болезнь глаз - отслойка сетчатки, приведшая перед смертью к полной слепоте.

Осенью 1934 года, после десятилетней подготовки был опубликован главный медицинский труд профессора Войно-Ясенецкого - "Очерки гнойной хирургии". Монография произвела грандиозное впечатление на современников, находивших, что нет другой книги в этой области, написанной с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страждущему человеку. На многие годы и даже десятилетия "Очерки гнойной хирургии" становятся настольной книгой хирургов.

В 1935 году профессор-святитель вновь поселяется в Ташкенте, где получает в распоряжение главную операционную в Институте неотложной помощи. Преподает, оперирует, исследует...

Настал 1937 год. 24 июля 1937 года чекисты опять арестовали святителя. Ему и группе среднеазиатского духовенства предъявили дикое обвинения в создании "контрреволюционной церковно-монархической организации", в "шпионаже в пользу иностранной разведки", в убийстве больных на операционном столе. Во время допросов святитель претерпел карцер, побои, издевательства, бессонные чекистские "конвейеры". Арестованные епископы и священники под пытками на святого владыку, но он жалел их и прощал, и при самых жестоких истязаниях не подписал никаких лжесвидетельств.

После более чем двух лет тюремных истязаний последовал новый приговор. И снова ссылка в Сибирь, к берегам Енисея. На сей раз - райцентр Большая Мурта в 100 км от Красноярска. С марта 1940 года епископ Лука, хирург с мировым именем работал в сибирской районной больнице, оперировал и продолжал писать научные труды по хирургии.

Как только началась Великая Отечественная война, епископ Лука, не тая обиды, предложил свои знания и мастерство для лечения раненых советских воинов. А с фронта уже шли эшелоны. С октября 1941 года епископ Лука - консультант всех госпиталей Красноярского края и главный хирург эвакогоспиталя. Он самозабвенно погружается в напряженную хирургическую работу.

Срок ссылки закончился. Осенью 1942 года Патриаршим Местоблюстителем Сергием епископ Лука был возведен в сан архиепископа и назначен на красноярскую кафедру. Волей Божией владыка возвратился к архиерейскому служению. Уста, бывшие связанными 13 лет, вновь стали благовествовать. В военные годы вся Русская Церковь восставала из небытия. В Красноярье, как нигде, разгром Церкви был опустошителен. Не осталось ни одного действующего храма. А во всей Сибири к 1941 году оставался всего один действующий храм - маленькая кладбищенская церковь в Новосибирске.

И вот в марте 1943 года, после усиленных хлопот святитель добился открытия маленькой кладбищенской церкви святителя Николая в Николаевке, предместье Красноярска.

До 1944 года архиепископ Лука служил в Красноярске, возвращая к жизни тела раненых воинов и души искалеченных безбожием сибиряков.

В 1944 году за книги по хирургии профессор Войно-Ясенецкий был удостоен Сталинской премии I степени.

В том же году эвакогоспитали переехали из Красноярска в Тамбов. Вместе сними переехал и их главный хирург. В Тамбове, будучи хирургом-консультантом, владыка Лука развернул обширную научно-практическую работу. 67-летний старец работал по 8-9 часов в сутки и делал 4-5 операций ежедневно. Такие нагрузки подрывали здоровье святителя, и без того ослабленное тюрьмами и ссылками. В том же 1944 году владыка получил назначение на Тамбовскую кафедру.

В 1945-47 гг. архиепископ Лука работал над сочинением "Дух, душа и тело" - серьезным богословским размышлением о проблемах христианской антропологии. Труд был написан с целью религиозного просвещения отпавших от веры.

В 1946 году указом Патриарха Алексия архиепископ Лука переведен на Крымскую кафедру. Несмотря на преклонный возраст и болезни, владыка положил много трудов по возрождению святого Православия в Крыму. Насаждая благочестие во вверенной ему пастве, искоренял всяческие нестроения, утвердившиеся за годы лихолетья, например, строго запрещал священникам совершать крещение без огласительных бесед. За годы его пастырства в Крыму совершенно было искоренено крещение обливанием как антиканоничное и прокатолическое. Святитель увещевал священников и диаконов к ревностному служению, к неукоснительному исполнению обязанности учить народ словом проповеди. Сам владыка был пламенным и смелым проповедником, что вызывало ярость безбожных властей, старавшихся низвергнуть святителя с кафедры. Но господь хранил верного раба Своего, и до дня смерти своей архиепископ Лука пребыл со своей крымской паствой.

В 1956 году владыка полностью потерял зрение. Жизнь его клонилась к закату. Последнюю свою литургию он отслужил на Рождество 1961 года, последнюю проповедь сказал в Прощеное воскресенье.

Преставился святитель Лука 11 июня 1961 года. В тот день Церковь праздновала память Всех российских святых. Похоронен на городском кладбище при великом стечении духовенства и народа.

Чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле святителя Луки, всенародное почитание его подвигло священноначалие Украинской Православной Церкви ко внимательному изучению его жизни и творений. В результате деятельности Комиссии по канонизации святых Украинской Православной Церкви было составлено житие святого, а также служба и акафист, написана икона.

Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику святых. 20 марта 1996 года состоялось перенесение мощей святителя Луки в Свято-Троицкий собор города Симферополя.

Жизнь архиепископа Луки была всецело посвящена Богу и ближнему. Подобно святому Евангелисту Луке, он много и премного послужил ближним даром врачебного искусства, преумножив сей вверенный ему талант. Богу же послужил как верный пастырь Христова стада, в лютую годину охраняя его от многих волков, и не щадя для этого своей жизни.