Как создать православную семью?
Наставления святителя Филарета Митрополита Московского христианам, живущим в миру

Как возникла первая семья

"Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей". Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему (Быт. 2, 18). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (ст. 22). "Закон брака" заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2, 24).

"Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого". Муж и жена "приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия" (Быт. 1, 28). "Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар". Для супругов "благословением и счастием признается видеть своих детей".

Обязанности супругов
От супругов требуется, чтобы они хранили "брак честен и непорочен", жили целомудренно. "Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2, 11-12).

Что значит целомудренно ? Или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае с отвержением мирских похотей, и, в особенности, плотских похотей, яже воюют на душу" (1 Пет. 2, 11). Следовательно, супруги "должны убегать плотской нечистой любви". "Под именем целомудрия Спаситель учит более, нежели одной телесной чистоте: что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф. 5, 28). Равным образом и словами заповеди - не пожелай жены искреннего твоего - "запрещаются мысли и желания сладострастные или внутреннее прелюбодеяние", не  упоминая уже о той "мерзости, о которой Апостол Павел советует и не говорить христианам (Еф. 5, 3), - прелюбодействе, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним".  "Когда запрещается грех любодейства, то чрез сие предписывается супружеская любовь и верность".

"Супружество имеет важное значение по отношению к Провидению Божию и к семейству. Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар ! И можно ли думать, что Провидение Божие оставит без внимания злоупотребление сего великого дара и что злоупотребителей не постигнет правосудие Божие ? Действие сего правосудия не всегда явно, не всегда скоро, но для внимательно наблюдающих пути Божии несомненно. Давид имел сильную еру в истинного Бога, ревностно действовал для распространения ее в народе; но и при таких, можно сказать, заслугах пред Богом, когда позволил себе нарушение закона супружества, даже и после покаяния подвержен был тяжким бедствиям не только семейственным, но и государственным".

"Священное Писание о должностях мужа и жены говорит: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5, 22-23)

Идеал христианской жены

На тесную и неразрывную любовь супругов, повиновение жену мужу указывает образ создания первой жены и ее назначение. "Жена созидается из ребра человека для того: а) дабы жена всегда была близка сердцу мужа, б) дабы она естественно расположена была к послушанию и покорности ему, будучи его как бы частицею, в) дабы облегчить взаимное сообщение мыслей, чувствований, совершенств и соделать род человеческий единым телом", "и чтобы потому человеки естественно склонны были любить и беречь друг друга".

"Жена в Совете Божием называется помощником мужа (Быт. 2, 18), сим показывается ее назначение вспомощемствовать ему:

а) в рождении и воспитании детей, б) во всех нуждах, относящихся ко временной жизни". Жена называется "помощником подобным ему, то есть мужу, в ознаменование: а) одинакового с ним естества, в противоположности с другими родами животных,

б) ближайшего ему служения (1 Кор. 11, 9), в) всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития". 

Древний, опытный, царственный мудрец изображает доблестную жену следующими чертами, доступными общему подражанию. Вкуси, яко добро есть делати (Притч. 31, 18). "То есть не жаждет она забав. В труде и полезном занятии находит более вкуса, нежели другие в увеселениях и забавах. Не угасает светильник ее всю нощь (ст. 18). Не предается она мрачному и долгому сну и не освещает ночи тысячею светильников, которые не светят никакому полезному делу. У нее не угасает светильник, который светит ее ночной работе или ее ночной молитве; наипаче же в душе ее не угасает светильник веры в ожидании грядущего в полунощи Жениха. Сугуба одеяния сотвори мужу своему, от виссона же и порфиры себе одеяния (ст. 22). Не хочет она быть данницею иноплеменникам за мечтательное изящество и прихотливые новости в одежде: для нее та одежда лучше, в которой менее чужого труда. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее (ст. 26). Не полагает она достоинства в дерзости суждения, ни удовольствия в многоречии; не оскверняет языка ее насмешка и злоречие, и не расстраивает ее духа и вида необузданный смех; здравый ум и доброе сердце отверзаю уста ее для слова чистого и непорочного, и вскоре скромность запечатлевает их".

"Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить свое дитя ? Младенцу надобно ли учиться любить отца и мать ? Если же в сей любви все делает природа, без подвига и почти без ведома человека: где тут достоинство добродетели ? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок; но любовь к родителям или детям не есть еще высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда ее возвышает соединенное с нею самоотвержение и самопожертвование".

"Чувствительное и любящее сердце надобно возвысить от любви естественной к духовной, чтобы оно, погружаясь в связи семейные, не погрязло совсем в одной естественной любви". А потому, "полагая источник блага в Боге и благословении Его, которое имеем или получаем, и надежду блага, которого желаем", надобно "возвышать и освещать дела природы духом благодати.

Как давать детям имена

Рождение детей надо встречать не только с радостными чувствованиями, но и с помышлениями благочестивыми, - искать для них счастливой будущности не только в благоприятных видах земных, но и в союзе их земного бытия с небесным, - давать имена детям  не без разбора, либо с поверхностным разбором приятных или неприятных звуков и тому подобного, но с мыслию о благочестивых предках, которых души способны преподать действенное благословение потомкам, а еще лучше с верою к святым, которых молитвы и благословения, без сомнения, благотворны.

"Наречение имен не так маловажно, как думают люди, которые лучше помнят имена, нежели знают существо и отношение предметов. Мудрость первозданного человека испытана и проявлена была наречением имен всякой душе ивой. В наречении имен патриархами не раз проявлялся дар прозорливости и пророчества. Сам Бог, когда благоволил дать Аврааму новое, многознаменательное, потомственное благословение - как залог, как печать, как таинственное знамение сего благословения, дал ему новое имя: не наречется к тому имя твое Аврам, но будет имя твое Авраам, яко отца многих языков положил тя (Быт. 17, 5). Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому".

Учение Слова Божия о воспитании детей

Стоит труда поиск в Библии учения о воспитании. Древнейшее о сем учении можно найти в слове Господа к Аврааму: от Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся о нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд (Быт. 18, 18-19).

Здесь преподается главное правило воспитания:заповедай сынам твоим ходить путем Господним, творя правду и суд или давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразно с законом Божиим. "Благочестивое должно быть основанием и душею воспитания".

"Здесь показывают и благотворные последствия такого воспитания: от Авраама произойдет народ великий и сильный. Отец семейства, дающий детям своим воспитание благочестивое и нравственное, может надеяться от себя потомства многочисленного, уважаемого и благополучного. Не трудно понять, что не может того же ожидать нерадящий о таком воспитании, а угрожает ему противное.

Далее, прямо высказанные правила воспитания находим в ветхозаветных книгах, по преимуществу учительных - в книге Притчей Соломоновых и в книге Иисуса сына Сирахова.

Соломон учит: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч. 19, 18).

Наказывай - значит учи, давай полезные наставления; но также и собственно: наказывай за проступки. Но премудрый поставляет предел суровости наставления и строгости наказания: не действуй с досадою и раздражением и не возбуждай досады и раздражения.

Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением. Соломон побуждает к такому действованию, обещая от него добрые плоды. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей (Притч. 29, 17).

Семья и государство

"Семейство древнее государства. Человек, супруг, супруга, отец, сын, матерь, дщерь и свойственные сим наименования должности и добродетели существовали прежде, нежели семейство разрослось в народ, и образовалось государство. Посему жизнь семейственная в отношении к жизни  государственной есть некоторым образом корень дерева. Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надобно, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок. Так, чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностию, приносила плод общественного благоденствия, - для сего надобно, чтобы жизнь семейственная была крепка благословенною любовию супружескою, священною властию родительскою,  детскою почтительностию и послушанием и чтобы вследствие того из чистых стихий жизни семейственной естественно возникали столь же чистые начала жизни государственной.

Из семейств составляется государство, и члены семейств образуются в члены великого состава государственного. Поэтому, "если отцы и начальники семейств, по выражению Апостольскому, дом свой добре правят (1 Тим. 3, 4), если в своем комнатном владычестве правильно и верно действуют рассудительно употребляемою властию, опытным словом, добрым примером; если содержат своих домашних в порядке и послушании, вселяют в них страх Божий, любовь к ближним, верность к Государю и отечеству, бдительным смотрением охраняют их нравы, то кроме того, что исполняют чрез сие долг, возлагаемый природою, а следственно и ея Создателем, что готовят сами себе плод семейных утешений, кроме сего, таковым действованием они совершают и в пользу государства служение, которого благие последствия могут простираться даже до потомства"...

"Бог дал Аврааму следующее обещание; возращу тя зело, зело, и положу тя в народы (Быт. 17, 6). Какая то была доблесть, которая приобрела Аврааму столь великое и обширное потомственное обетование ? Еще не та единственная доблесть самоотвержения, с каким он по воле Божией готов был единородного сына своего  принести в жертву; ибо сие было уже после; но не столь беспримерная доблесть мужа непорочного, упражняющегося в домашнем благочестии, дом свой добре правящего, с пожертвованием собственных выгод охраняющего домашний мир и родственное согласие (Быт. 13), с опасностью собственною готового на избавление присных от бедствия (Быт. 14). Итак, Авраам в сем случае представляет образ доблести семейственной, а Божие к нему провещание - образ потомственно благих последствий такой доблести".

Напротив, от нарушения законов брака и семейной жизни происходят дурные последствия для детей, общества и государства. Так, "неблагословенный брак лишает благословения Божия семейство. Дети узнают, что их родители не уважали закона, и легко приходят к мысли, что и им не нужно уважать закон более, нежели их родителям. Упадок нравственности, начатый родителями, продолжается в детях и далее. Государство состоит их семейств. Расстроенные составные части расстроят и целое. Посему естественно ожидать от нарушения законов брака и целомудрия тех общественных последствий, какие изображает пророк: любодеяние разлияся по земли, и кровь с кровми мешают: сего ради восплачется земля и умалится со всеми вселившимися на ней (Ос. 4, 2. 3).

Когда жены римлян готовы были умереть за чистоту супружества, Рим возрастал и укреплялся. Но когда он погрузился в пороки, противные чистоте супружества, он изнемог пред необразованною, но нерасстроенною подобными пороками природою варваров, несмотря на то, что обладал почти всею вселенною".

"Первою причиною несчастия первого мира Моисей полагает неправильные супружества сынов Божиих со дщерями человеческими" (Быт. 6-14).