ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ФОРУМ САЙТА "КОЖУХОВО-ХРАМ"

Форум храма прп. Серафима Саровского в Кожухове

Объявление

Всем зарегистрированным участникам Форума Администрацией высланы письма на указанные адреса. В течение нескольких дней ждём обновления сайта, работа Форума и Гостевой книги - будет прекращена.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Русская одежда и быт

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://old-rus.narod.ru/images/rus21.gif

КАК ОДЕВАЛИСЬ В СТАРИНУ

Старинная одежда русской знати по своему покрою в общем имела сходство с одеждой людей низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке. Тело облегала широкая, не доходившая до колен рубаха из простого холста или шелка, смотря по достатку хозяина. У нарядной рубахи, обычно красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками, вверху пристегивался серебряными или золотыми пуговицами богато украшенный воротник (он назывался «ожерельем»). В простых, дешевых рубахах пуговицы были медными или заменялись запонками с петлями. Рубаха выпускалась поверх исподнего платья. На ноги надевались короткие порты или штаны без разреза, но с узлом, позволявшим стянуть или расширить их в поясе по желанию, и с карманами (зепью). Штаны шились из тафты, шелка, сукна, а также из грубой шерстяной ткани или холста.

     Поверх рубахи и штанов надевался узкий безрукавный зипун из шелка, тафты или крашенины, с пристегнутым узким маленьким воротником (обнизью). Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой.

http://old-rus.narod.ru/clothing/od1.jpg

Обыкновенным и распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан с достигавшими до пят рукавами, которые собирались в складки, так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить муфтой. Спереди кафтана вдоль разреза по обеим его сторонам делались нашивки с завязками для застегивания. Материалом для кафтана служили бархат, атлас, камка, тафта, мухояр (бухарская бумажная ткань) или простая крашенина. В нарядных кафтанах за стоячим воротником прикреплялось иногда жемчужное ожерелье, а к краям рукавов пристегивалось украшенное золотым шитьем и жемчугом: «запястье»; полы обшивались тесьмой с кружевом, расшитым серебром или золотом. «Турские» кафтаны без воротника, имевшие застежки только на левом боку и у шеи, отличались по своему покрою от «становых» кафтанов с перехватом посередине и с застежками на пуговицах. Среди кафтанов различали по их назначению: столовые, ездовые, дождевые, «смирные» (траурные). Зимние кафтаны, сделанные на меху, назывались «кожухами».

http://old-rus.narod.ru/clothing/od3.jpg

На зипун надевалась иногда «ферязь» (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом.

http://old-rus.narod.ru/clothing/od5.jpg

К накидной одежде, которая надевалась при выходе из дома, относились однорядка, охабень, опашень, япанча, шуба и др. Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье ее носили и в рукава и внакидку. На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку. Безрукавная япанча (епанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная япанча из грубого сукна или верблюжьей шерсти отличалась от нарядной япанчи из хорошей материи, подбитой мехом.

http://old-rus.narod.ru/clothing/od2.jpg

Самой нарядной одеждой считалась меховая шуба. Ее не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце. «Русские» шубы имели отложной меховой воротник. «Польские» шубы шились с узеньким воротом, с меховыми обшлагами и застегивались у шеи только запоною (двойной металлической пуговкой).

http://old-rus.narod.ru/clothing/od8.jpg

Русская шуба

http://old-rus.narod.ru/clothing/od9.jpg

Женские шубы

Для пошивки мужской одежды часто употреблялись заграничные привозные материи, причем предпочитались яркие цвета, особенно «червчатый» (багряный). Наиболее нарядной считалась цветная одежда, которую надевали в торжественных случаях. Одежду, вышитую золотом, могли носить только бояре и думные люди. Нашивки всегда делались из материи иного цвета, чем сама одежда, и у богатых людей украшались жемчугом и драгоценными камнями. Простая одежда застегивалась обычно оловянными или шелковыми пуговицами. Ходить без пояса считалось неприличным; у знати пояса были богато украшены и достигали иногда в длину нескольких аршин.

     Что касается обуви, то самой дешевой являлись лапти из бересты или лыка и башмаки, сплетавшиеся из лозовых прутьев; для обвертывания ног применяли онучи из куска холста или другой ткани. В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги (ичеги) из юфти или сафьяна, чаще всего красного и желтого цвета.

     Чоботы походили на глубокий башмак с высоким каблуком и загнутым кверху острым носком. Нарядные башмаки и чоботы шились из атласа и бархата разных цветов, украшались вышивкой из шелка и золотых и серебряных нитей, унизывались жемчугом. Нарядные сапоги являлись обувью знати, делались из цветной кожи и сафьяна, а позднее — из бархата и атласа; подошвы подбивались серебряными гвоздями, а высокие каблуки — серебряными подковами. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги.

    При нарядной обуви на ноги надевали шерстяные или шелковые чулки.

http://old-rus.narod.ru/clothing/od11.jpg

Сапоги и башмак

Русские шапки были разнообразны, и форма их имела свое значение в быту. Макушку головы прикрывали тафьей, маленькой шапочкой, сделанной из сафьяна, атласа, бархата или парчи, иногда богато украшенной. Распространенным головным убором являлся колпак с продольным разрезом спереди и сзади. Менее зажиточные люди носили суконные и войлочные колпаки; зимой их подбивали дешевым мехом. Нарядные колпаки делались обыкновенно из белого атласа. Бояре, дворяне и дьяки в обыкновенные дни надевали низкие шапки четырехугольной формы с «околом» вокруг шапки из меха черно-бурой лисицы, соболя или бобра; зимой такие шапки подбивались мехом. Только князья и бояре имели право носить высокие «горлатные» шапки из дорогих мехов (взятых с горла пушного зверя) с суконным верхом; по своей форме они несколько расширялись кверху. В торжественных случаях бояре надевали на себя и тафью, и колпак, и горлатную шапку. Носовой платок принято было хранить в шапке, которую, находясь в гостях, держали в руках.

http://old-rus.narod.ru/clothing/od10.jpg

В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шелка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.

     В качестве украшения знатные и богатые люди носили в ухе серьгу, а на шее — серебряную или золотую цепь с крестом, на пальцах — перстни с алмазами, яхонтами, изумрудами; на некоторых перстнях делались личные печати.

2

Некоторые женские одежды были сходны с мужскими.  Женщины носили длинную рубаху белого или красного цвета, с длинными рукавами, расшитыми и украшенными запястьями. Поверх рубахи надевали летник — легкую, доходившую до пят одежду с длинными и очень широкими рукавами («накапками»), которые украшались вышивками и жемчугом. Летники шились из камки, атласа, обьяри, тафты разных цветов, но особенно ценились червчатые; спереди делался разрез, который застегивался до самой шеи.

     К вороту летника пристегивалось шейное ожерелье в виде тесьмы, обычно черной, вышитой золотом и жемчугом.

http://narjad.narod.ru/topic/kargopol2/ill40.jpg

Верхней женской одеждой служил длинный суконный опашень, имевший сверху донизу длинный ряд пуговиц — оловянных, серебряных или золотых. Под длинными рукавами опашня делались под мышками прорези для рук, кругом шеи пристегивался широкий круглый меховой воротник, прикрывавший грудь и плечи. Подол и проймы опашня украшались расшитой тесьмой. Широко распространен был длинный сарафан с рукавами или же без рукавов, с проймами; разрез спереди застегивался сверху донизу пуговицами. На сарафан надевалась телогрея, у которой рукава суживались к запястью; шилась эта одежда из атласа, тафты, обьяри, алтабаса (золотная или серебряная ткань), байберека (крученый шелк). Теплые телогреи подбивались куньим или собольим мехом.

http://old-rus.narod.ru/clothing/od7.jpg

Опашень

Для женских шуб употреблялись различные меха: куница, соболь, лисица, горностай и более дешевые — белка, заяц. Шубы покрывались сукном или шелковыми материями разных цветов. В XVI веке принято было шить женские шубы белого цвета, но в XVII веке их стали покрывать цветными тканями. Сделанный спереди разрез, с нашивками по сторонам, застегивался пуговицами и окаймлялся расшитым узором. Лежавший вокруг шеи воротник (ожерелье) делался из другого меха, чем шуба; например, при куньей шубе — из черно-бурой лисы. Украшения на рукавах могли сниматься и хранились в семье как наследственная ценность.

     Знатные женщины в торжественных случаях надевали на свою одежду приволоку, то есть безрукавную накидку червчатого цвета, из золотной, сребротканой или шелковой материи, богато разукрашенной жемчугом и драгоценными камнями.

На голове замужние женщины носили «волосники» в виде маленькой шапочки, которая у богатых женщин делалась из золотной или шелковой материи с украшениями на ней. Снять волосник и «опростоволосить» женщину, согласно понятиям XVI—XVII веков, значило нанести большое бесчестье женщине. Сверх волосника голову покрывали белым платком (убрусом), концы которого, украшенные жемчугом, завязывались под подбородком. При выходе из дома замужние женщины надевали «кику», окружавшую голову в виде широкой ленты, концы которой соединялись на затылке; верх покрывался цветной тканью; передняя часть — очелье — богато украшалась жемчугом и драгоценными камнями; очелье могло отделяться или прикрепляться к другому головному убору, смотря по надобности. Спереди к кике подвешивались спадавшие до плеч жемчужные нити (поднизи), по четыре или по шесть с каждой стороны. Выезжая из дома, женщины поверх убруса надевали шляпу с полями и со спадавшими красными шнурами или черную бархатную шапку с меховой оторочкой.

http://narjad.narod.ru/letjen.files/wpe1D.jpg
Осенний женский наряд. Теплый шерстяной сак и шерстяная юбка в складку. На голове платок и шапочка-«сборник» с золотым шитьем.

http://narjad.narod.ru/letjen.files/wpe1C.jpg

Повседневная одежда вологодской крестьянки. Шерстяной зимний сарафан в полоску и короткая шерстяная кофта, красный льняной передник. На голове платок и шапочка-«борушка».

Кокошник служил головным убором и женщинам и девушкам. Он имел вид опахала или веера, прикрепленного к волоснику. Очелье кокошника вышивалось золотом, жемчугом или разноцветным шелком и бисером.

     Девицы носили на головах венцы, к которым прикреплялись жемчужные или бисерные подвески (рясы) с драгоценными камнями. Девичий венец всегда оставлял открытыми волосы, что являлось символом девичества. К зиме девушкам из богатых семей шили высокие собольи или бобровые шапки («столбунцы») с шелковым верхом, из-под которого на спину спускались распущенные волосы или коса с вплетенными в нее красными лентами. Девушки из небогатых семей носили повязки, которые суживались сзади и спадали на спину длинными концами.

http://narjad.narod.ru/letjen.files/bilib2.JPG

http://narjad.narod.ru/letjen.files/bilib1.JPG

http://narjad.narod.ru/letjen.files/kukla4.gif


http://narjad.narod.ru/letjen.files/kukla5.gif

Источник:
http://old-rus.narod.ru/index.html
http://narjad.narod.ru/index.htm

3

Женщины и девушки всех слоев населения украшали себя серьгами, которые были разнообразны: медные, серебряные, золотые, с яхонтами, изумрудами, «искрами» (мелкими камушками). Серьги из цельного драгоценного камня были редкостью. Украшением для рук служили браслеты с жемчугом и камнями, а на пальцах — перстни и кольца, золотые и серебряные, с мелким жемчугом.

    Богатым шейным укра­шением женщин и девушек было монисто, состоявшее из драгоценных камней, золотых и серебряных бляшек, жемчугов, гранат; в «старину к монисту подвешивался ряд небольших крестиков.

http://narjad.narod.ru/izgoto/ozerbezvod/ill31.jpg

http://narjad.narod.ru/izgoto/ozerbezvod/ill32.jpg

http://narjad.narod.ru/topic/kargopol2/ill12.jpg

http://www.tu-bryansk.ru/bryansk/biser/4.jpg

Девичий гайтан
Тульская губерния, конец XIX века. Гайтан могла носить только молодая девушка. Его светлые тона вызывают прилив теплых чувств. Когда на гайтан смотришь "живьем", то просится сравнение- "румяный", благодаря соседству красного и оранжевого. Обычно к гайтану прикрепляли медный крестик, иконку, медальон. Узор его- это крестообразные фигуры с колоритом, соответствующим данному району. Красный цвет- цвет солнца, огня и добра- символизировал всегда свет и жизненное начало.

http://www.tu-bryansk.ru/bryansk/biser/3.jpg

Праздничное украшение
Праздничное украшение молодой женщины первых лет замужества. Воронежская губерния, вторая половина XIX века. Это нарядное украшение женщина могла носитьтолько первые три-четыре года после того, как вышла замуж. Затем это украшение передавалось по наследству подросшей дочери. Гайтан становился семейной реликвией, оберегом, он нес тепло рук матери.

http://www.tu-bryansk.ru/bryansk/biser/6.jpg

Ожерелок
Шейное украшение Орловской губернии начала XX века. Ожерелок надевался вместе с чепкой и тогда вся грудь женщины становится закрытой бисерными украшениями. Это было важно для тех, кто хотел защитится от сглаза, порчи, наговоров. С языческих времен в народе бытует вера в дурной глаз, а ,следовательно, и желание укрыться от него. Украшения из бисера, даря радость творчества, помогали переносить жизненные невзгоды.

4

Московские женщины любили украшения и славились приятной наружностью, но, чтобы считаться красивой, по мнению московских людей XVI—XVII веков, надо было быть дородной, пышной женщиной, нарумяненной и накрашенной. Стройность тонкого стана, изящество молодой девушки в глазах тогдашних любителей красоты имели мало цены.

     По описанию Олеария, русские женщины имели средний рост, стройное сложение, были нежны лицом; городские жительницы все румянились, брови и ресницы подкрашивали черной или коричневой краской. Этот обычай настолько укоренился, что когда жена московского вельможи князя, Ивана Борисовича Черкасова, красавица собой, не захотела было румяниться, то жены других бояр убедили ее не пренебрегать обычаем родной земли, не позорить других женщин и добились того, что эта прекрасная от природы женщина вынуждена была уступить и применять румяна.

Алексей Гаврилович Венецианов:

http://narjad.narod.ru/galery/venez3.jpg

http://www.janrovaya.ru/janrovaya/art/napashne_b.jpg
На пашне.Весна.

http://narjad.narod.ru/galery/venez4.jpg

Карл Брюллов "Гадающая Светлана"

http://www.brullov.ru/brullov/art/svetlana_b.jpg

Иван Аргунов "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме"

http://www.artrussia.ru/pic_a/a057_400.jpg

Андрей Петрович Рябушкин

http://www.rustrana.ru/articles/9836/inf_2211_war.jpg

http://www.rustrana.ru/kultura/pinters/riabushkin/02.jpg

"Воскресный день"

     Хотя по сравнению с богатыми знатными людьми одежда «черных» посадских людей и крестьян была проще и менее нарядна, тем не менее и в этой среде встречались богатые наряды, которые накапливались из поколения в поколение. Одежда обычно шилась дома. А самый покрой старинной одежды — без талии, в виде халата — делал ее пригодной для многих.

5

Славянский дом

http://www.rustrana.ru/articles/28629/CRW_8728_RJ.JPG

Изба самая распространенная постройка потому, как избы строили все креастьяне.
     На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы - это не только памятники быта, но произведения архитектуры, искусства. Но век избы недолог: отапливаемое жилище редко может простоять более 100 лет. Жилые постройки быстро ветшают, в них активнее идет процесс гниения древесины, поэтому в основном самые старые избы относятся к XIX веку. Но в связи с традиционностью устройства жилищ избы XIX века дают некоторое представления о более древних приемах строительства. И во внешнем облике, и в интерьерах изб зачастую сохраняются черты, свойственные постройкам XV - XVII столетий и более ранних времен. Избу и другие крестьянские постройки крестьянин обычно рубил сам или нанимал опытных плотников. Собираясь строиться крестьянин крестьянин рубил деревья поздней осенью или ранней весной: к этому времени жизнь в дереве замирает, последнее годичное кольцо приобретает твердую, наружную оболочку, что предохраняет древесину от разрушения. Прямо в лесу или возле деревни ставили сруб, приготовленный вчерне - без окон и дверей который разделялся на три части для просушки. А ранней весной его перевозили в деревню и собирали. Эта работа производилась обычно "помочью" ("толокой"). "Помочь"- однодневная общественная бесплатная работа в пользу одной крестьянской семьи. На строительство собиралась вся деревня и даже округа. Об этом очень древнем обычае говорится в старинной пословице: "Кто на помочь звал, тот и сам иди". Для всей "помочи" крестьянин должен был устроить угощение. В "Витославлицы" перевезены четыре избы "мстинской" зоны.

http://img-2005-01.photosight.ru/13/727599.jpg

http://img-2003-04.photosight.ru/23/196025.jpg

Фотографии с Фотосайта.

Первый этаж - подызбица, или подклет (подклеть), низкий и холодный, был, как правило, нежилым. Здесь обычно хранили квашеную капусту, соленые грибы, мед и другие съестные припасы, а также имущество и различную утварь. У каждого помещения - отдельный вход. Дома на высоких подклетах строились в древние времена. В старину селения располагались по рекам и озерам, которые во время паводков выходили из берегов. Жилая часть находилась наверху - подальше от сырости и снежных сугробов.

http://www.rustrana.ru/articles/8710/izba1.jpg

В новгородских берестяных грамотах не раз упоминается подклеть. "Поклон от Семена к невестке моей. Если не вспомнишь сама, то имей в виду, что солод у тебя ржаной есть, лежит в подклети..." "Поклон от Сидорамк Григорию. Что в подклети оленина, выдай сторожу в церковь". Интересная архитектурная особенность изб "мстинского" типа - галерея, по-местному "прикролек". Она как бы подчеркивает деление дома на два этажа. Назначение галереи - защита нижней части сруба от дождя. В прикролеке на скамье можно было посидеть в сырую погоду и в жаркий полдень, в ненастье высушить белье, сохранить сухими дрова. Галереи были распространенным элементом в древнерусском зодчестве. В деревнях Новгородской области доныне можно увидеть дома, опоясанные галереями. Конструкция крыши сохранила архаические черты. В слеги врублены "курицы", или "кокши", - крюки, сделанные чаще из молодых елей с обработанным корневищем. На курицы уложены потоки - водотечники. На потоки опирается тес, который накладывается на слеги.

Тесовая кровля прижимается к верхней коньковой слеге тяжелым долбленым бревном - охлупнем, венчающим кровлю. Комель охлупня - естественное утолщение у корневища дерева - часто обрабатывался в виде самых разных фигур. Нередко деревенские мастера придавали ему форму конской головы. Обычай венчать крышу фигурой коня относится еще к языческому периоду. Конь - верный спутник крестьянина-земледельца. У славян-язычников он был символом светозарного солнца, счастья, богатства.

Силуэт кровли завершается деревянной трубой - "дымником". Для выхода дыма в нем сделана орнаментальная прорезь, а сверху он покрыт двухскатной крышей. Крыши, сделанные "по старине", очень живописны, а главное, прочны - они выдерживали любые ураганы.

http://hammerok2001.narod.ru/novgorod/images/11.jpg
Витославицы

Переступив высокий порог, окажемся внутри жилья. Обстановка избы отвечает образу жизни крестьянской семьи. Здесь все предельно скромно, строго и целесообразно. Большая печь топилась "по-черному".

Русская печь.

http://www.glenrich.ru/images/pech-russ/002.jpg

На Руси На Руси всегда была верной спутницей человека. На протяжении многих веков русские печи использовались как для приготовления пищи, выпечки хлеба, пирогов, сушки зерна, грибов, кореньев, так и для обогрева жилища: в зимнее и осеннее время, русская печь обогревала, просушивала помещение. Во время болезни домочадцев русская печьлечила практически все простудные заболевания. При необходимости русская печь с успехом заменяла даже баню. Делалось это так: жарко топили печь,затем, когда она немного остывала, оттуда убирали все лишнее — еду, угли. После этого парящегося укладывали на доску-лежак и заталкивали прямо в сияющий зев русской печи.На стены русской печи плескали водой или разведенным квасом. Поднимался густой "хлебный" пар. Затем вход в печь плотно закрывали заслонкой. Далее полагалось сидеть в русской печи и как следует потеть.

http://www.glenrich.ru/images/pech-russ/003.jpg

Вдоль трех стен избы тянутся лавки, опирающиеся на широкие дощатые ножки - подставки. Над лавками под потолком устроены полки - полавочники. Они защищали низ стен и лавки от сажи. Над низкими дверьми - тесовые полати, на которых обычно спали дети. Место около печи - "бабий кут" - отделено невысокой дощатой заборкой. Все основные элементы жилища-полати, лавки, полки - существовали на Руси с давних времен. Старинные описи и Писцовые книги упоминают о них в XVI-XVII веках. Археологические раскопки показали, что в домах древнего Новгорода встроенная мебель была уже в Х - XI веках. Стены - из гладко обтесанных бревен. Углы же до конца не стесаны, а оставлены круглыми, чтобы зимой не промерзали. Про круглые углы в народе сложена загадка: "На улице рогато, а в избе гладко". Действительно, снаружи углы рублены "в обло с остатком" - "рогатые", внутри тщательно обработанные - гладкие. Пол и потолок настланы из пластин: на потолке горбылями вверх, на полу горбылями вниз. Поперек избы проходит массивная балка - "матица", служащая опорой для потолочин. В избе каждое место имело определенное назначение. На лавке у входа работал и отдыхал хозяин, напротив входа - красная, парадная лавка, между ними - лавка для прях. На полках хозяин хранил инструмент, а хозяйка - пряжу, веретена, иглы и пр. На ночь дети забирались на полати, взрослые же располагались на лавках, на полу, старики - на печи. Постели убирали на полати после того, как протопят печь и веником обметут с них сажу.

http://img-2006-08.photosight.ru/29/1615852.jpg
Фотосайт.

http://img-2006-06.photosight.ru/19/1496374.jpg
Фотосайт.

http://img-2006-02.photosight.ru/19/1283989.jpg
Фотосайт.
На лавке, где пряли женщины, стоят массивные прялки. Деревенские мастера делали их из части дерева с корневищем, украшали резьбой. Местные названия прялок из корня - "копанки", "керенки", "корневухи".

В красном углу под божницей - место для обеденного стола. Удлиненная, сделанная из хорошо обструганных и подогнанных досок крышка стола - столешница - покоится на массивных точеных ножках, которые установлены на полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе. Его ставили к печи, когда пекли хлеб, перемещали во время мытья пола и стен.

http://www.gde-foto.ru/data/media/22/stolsedoy.jpg

На гибкой жерди - очепе - висит лубяная колыбелька (зыбка) под домотканым пологом. Обычно крестьянка, качая зыбку за петлю ногой, выполняла какую-либо работу, пряла, шила, вышивала. Про такую зыбку на очепе в народе сложена загадка: "Без рук, без ног, а кланяется".

http://img-2002-10.photosight.ru/02/92137.jpg

http://img-2003-07.photosight.ru/21/256554.jpg

Фотосайт.

Вечером избы освещались лучиной, которая вставлялась в светец, установленный на деревянное основание.
Рядом с печкой устроен шкафчик для посуды. На длинных полках вдоль стен - кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки и т. д.

Источник:
http://www.rustrana.ru/